ФОРУМ ТАНЦА ЖИВОТА
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Meggi менее 10 сообщений на форуме
Зарегистрирован: 16.06.2014
|
19.6.2014 10:39:16 |
Профиль Письмо Цитата |
|
Что такое мауаль и особенности исполнения под него
Девочки, помогите разобраться что такое мауаль? Я знаю, что мауаль скорее поэзия, чем музыка, так как певец в форме речетатива рассказывает о своих чувствах. Знаю, что это одно из составляющих тараба, белади и иногда шааби.
Подскажите, в чем заключается особенность исполнения под него. В жестах и выражении эмоций?  |
|
nadzhma basima Участник

Зарегистрирован: 12.10.2009
Откуда: Запорожье
|
18.8.2014 19:17:35 |
Профиль Письмо Цитата |
|
http://aishadance.com/chto-my-znaem-o-mauale/#more-384
Что мы знаем о МАУАЛЕ
Невена Богачева
«Из всех инструментов я люблю одинокий человеческий голос, измученный любовью»
Федерико Гарсиа Лорка
«Кто не знает, мауаль - это у арабов распевка такая: долгая и нудная, для среднестатистического европейца практически невыносимая»
Неизвестный из ЖЖ
Музыкальная культура Египта представляет собой интереснейшее явление мировой цивилизации. Ее истоки восходят к периоду 3000 лет до н.э.- 4 в. н.э-времени возникновения, развития и расцвета цивилизации Древнего Египта. Позднее развитые местные традиции вступали в тесное взаимодействие с элементами других музыкальных культур: в процессе эволюции музыка Египта испытывала влияние тропико-африканской, греко-римской, аравийской, испано-апдалузской, персидской, турецкой и других музыкальных традиций. Со времен завоевания государства арабами (VII в.) начался следующий этап в истории музыкальной культуры Египта. Процесс восприятия египетской цивилизацией элементов арабской культуры (и в том числе музыкальной) был сложным,противоречивым. В сфере музыкального искусства арабское влияние выразилось, прежде всего, в проникновении в Египет арабских музыкальных традиций, инструментария и основ музыкальной теории. Выдающиеся ученые средневековья c 11 по 15 век создали концепцию макама, понимаемого как общий принцип развертывания музыкальной ткани и как лад. В музыкальной практике средневековья выделяется ряд вокальных и инструментальных жанров, многие из которых были принадлежностью как светской, так и духовной музыки (касыда, муашшах, лайяли, мауаль и таксим). Эти музыкальные жанры ассимилировали элементы местных традиций в Сирии, Андалусии, Египте и др. В системе вокальных жанров мауваль и лайяли отличаются от муашшах и касыды отличаются менее жесткой обусловленностью ритмической и модальной организации и больше, чем последние, опираются на импровизацию. Наиболее древним явлением арабской культуры считается касыда, развивавшаяся вначале как поэтическая форма в традиционном творчестве бедуинов и ставшая основой и прототипом практически всех последующих вокальных жанров арабов. Элегический характеру мауаль, возникший в IXX вв. Багдаде, в отличие от касыды, где солист нередко сочетается с хором, представляет собой чисто сольный жанр. По степени использования импровизированного начала мауалю близок лайяли, выполняюший функцию прелюдии или постлюдии по отношению к другому, более определенному в структурном отношении жанру (в лайяли исполнитель как бы демонстрирует возможности данного лада) На развитие искуства мауаля повлияли самые разнообразные культовые практики Востока Из всего многообразия форм и видов музыки, распространившихся в Египте в период мусульманского завоевания, особого внимания заслуживают связанные с культовой практикой ислама традиции РЕЧИТАЦИИ (ЧТЕНИЯ НАРАСПЕВ) Корана. Различаются два основных типа речитации Корана: тартиль (чтение текста без частых поворотов интонационно-мелодических фигур и почти не выходящее за пределы октавы) и тагуид (более распевная речитация с нередко повторяющимися мелодическими структурами и использованием иногда нескольких макамов) Особое место занимают традиции, связанные с духовным движением суфиев. Как известно, для суфизма не были характерны строгие ограничения по отношению к музыкальной деятельности, которые налагались ортодоксальным исламом. Важное значение в суфийском ритуале имеет мистическая церемония зикр, использующаяся в культовой практике мусульманских суфийских братств, включающая сольное и групповое пение, речитацию, а также игру на мембранофонах — дафе, таре и табле Специфическими являются музыкальные традиции коптов. В сфере их культовой музыки выделяются так называемые херувимские песни, речитации священных текстов, исполняемые певцом-арифом в сопровождении пары медных тарелочек, а также гимны (нашид), исполняющиеся под аккомпанемент каманчи. Европейское влияние на египетскую музыку усилилось в последней трети XIX в., особенно после превращения страны в английскую колонию. В это время в Египте открывались музыкальные школы западного типа, ставились оперы западноевропейских авторов, начинали работать итальянские музыканты. Уже в первые десятилетия XIX в. значительно усилился процесс урбанизации музыкальной культуры Египта, демократизировались многие формы классического музыкального искусства. Вместе с тем достаточно сильное смешение элементов городской и сельской культуры происходило даже в таком крупном культурном центре, как Каир, где наблюдалось удивительное сочетание классических и «низовых», старых и новых, местных западных музыкальных стилей. Во второй половине XIX в. складывается модель специфического «египетского концерта» — сахры, представляющего собой выступление певца-солиста в сопровождении тахта и вокальной группы. В разной последовательности сахра включает такие жанры, как самаи, дулаб, таксим, муашшах, лайяли, мауаль, дор и (позднее) тактука (строфическая песня на разговорном арабском языке), они объединяются в циклическую композицию уасла (концерт включает несколько уасла). Проводилась сахра как в специальных помещениях (павильонах), так и на открытых площадках, в кофейнях и т. п. Итак, можно выделить особую музыкальную категорию — 'маУаль'. МаУаль — это скорее поэзия, чем музыка. Более того, при исполнении маУаль до музыки дело может и не дойти вовсе: Выглядит это примерно так: певец в форме речитатива рассказывает о своих чувствах, причем так, что это трогает и завораживает слушателей. В какой-то пиковый момент 'чувствоописания' может раздаться музыка (а может и не раздаться). Но если уж музыка раздалась, то это моментально заводит аудиторию, которая начинает неистово танцевать (или же в такой момент на сцене может появиться танцовщица, к которой будет приковано внимание разогретой глубоким сопереживанием аудитории). Существует также народная арабская музыка и музыкальные коллективы, которые возвращают этой музыке дыхание современности.
Итак, вот что мы знаем о мауале
Мауаль – это вокальная импровизация неметрической природы. Исполняется как самостоятельно, так и в присутствии некоторого аккомпанемента (рабаб, кавала, канун, Уд, аккордеон)
Само слово mawal происходит от корня waala и означает «связанный с». «ассоциированный с», «присоединенный к». корневое значение «следовать за», «поддерживать» и даже «спонсировать»
Место расположения мауаля как может показаться традиционно – в самом начале произведения. Однако варианты бывают разные
Как мы отличаем мауаль от иного пения,например, от тараба?
Отличаем. -как вокальный жанр мауаль сразу “подружился’’ с другим вокальным искусством – лайяли, близком мауалю и демонстрирующим возможности данного музыкального лада. Если мы слышим «йа лeйли, йа лейли» - значит, это мауаль. - египтяне говорят «you speak in mawwalu way”. Что означает «ты говоришь и возвращаешься к сказанному, по кругу, повторяешь, много раз». Это тоже характеризует мауаль - инструменты, хотя это роднит его с др. видами вокального искусства -рядом с мауалем часто до или после – короткий таксим- инструментальная импровизация - язык мауаля – разговорный арабский, не классический, что определяет темы мауаля – от личных, любовных, до социально значимых, как у Адавеи – тема дружбы и одиночества человека в мире.
Мауаль питали разные духовные традиции Востока – традиция речитации Корана. Больше ТАГУИД, чем тартиль, поскольку тагуид – речитация более распевная, с нередко повторяющимися мелодическими структурами.
Суфийский зикр – не форма. А содержание. И в этом смыле мауаль близок канте хондо – глубинному пению испанцев. Перефразиря Лорку, можно сказать, что истинный мауаль «как кислота – обжигает язык и горло того, кто его поет». Состояние и передача чувств.
мауаль опирается на импровизацию ,он - наименее жесткий по ритмической и модальной организации. |
|
ev171 Участник

Зарегистрирован: 01.04.2007
Откуда: Севастополь
|
17.1.2015 21:44:37 |
Профиль Письмо Цитата |
|
как я поняла, из МК Невены, Мауаль - это тот же таксим, только исполняется голосом, а не инструментом. т.е. импровизация певца |
|
masker11 менее 10 сообщений на форуме
Зарегистрирован: 24.10.2016
|
|
|
Эту тему просматривают: 0, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 0 Зарегистрированные пользователи: Нет
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|