ГЛАВНАЯ

ФОТО

ОБУЧЕНИЕ

ТАНЕЦ  ЖИВОТА

ТАНЦОВЩИЦЫ

КОСТЮМЫ

ССЫЛКИ

ФОРУМ



Магазин Iskra

Welldance



ФОРУМ ТАНЦА ЖИВОТА
Башкирский танец
На страницу 1, 2, 3  След.
 
страница:  из 3 
Новая тема   Ответ    Список форумов www.beledi.ru -> Разные танцы (кроме танца живота)
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Saodat
Участник


Зарегистрирован: 27.03.2009


Сообщение 18.5.2010 13:02:05 Профиль Письмо Цитата

Башкирский танец

История башкирского танца, как и любого другого уходит вглубь веков.
В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Известно, что эпические произведения, сказки пелись, разыгрывались в драматичесчких пантомимах, плясках.
На праздниках большим уважением пользовались певцы и танцоры. Эти представления народных талантов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи. Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной художественной культуры и особенно искусства танца.

Как и всякое искусство, танец связан с историей народов, их трудом, социально- бытовыми условиями. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающего мира, прекрасное знание повадок зверей, птиц. Семь девушек
Танцы башкир очень своеобразны и точны по рисунку. Известный русский путешественник Иван Иванович Лепехин писал: "В пляске своей башкиры стараются телодвижением выражать слова, в песне содержащиеся". В групповых, парных, сольных танцах исполнитель эмоционально и красноречиво создает образ, на это направлены его мысли и талант. А образ, как известно, несет тот или иной сюжет: трагический, комический, героический или бытовой. Таким образом, порою танец вырастает до уровня новеллы или поэмы.
В то же время башкирский танец по своему стилю лаконичен и динамичен. Сила его в изяществе.
В женском танце, то плавном, то игривом, главную роль играют руки, движение которых пластически выразительно и разнообразно по рисунку. Стремительные шаги, легкие, четкие дроби и удары каблуками исполнительница сочетает с мягкими выразительными движениями корпуса и рук.

Мужской танец отличается от женского большой динамистичностью, силой и четкостью. Чаще всего он состоит из движений, свойственных джигиту, лихому всаднику, ловкому охотнику, отважному воину.

Наиболее развитыми формами башкирской хореографии обдадают сольные танцы. Именно эти танцы передают своеобразие башкирской хореографии. Тематика таких танцев весьма разнообразна: охотничьи, свадебные, игровые, военные и т.д. Отдавалось предпочтение также дуэтным танцам-соревнованиям, в которых исполнители соперничали друг с другом. До сих пор большой популярностью пользуются танцы трио, такие как "Ос таган"("Треножник"), "Ос мойош"("Три угла") и др
Коллективные пляски к концу Х1Х- началу ХХ века почти утратили связь с древними верованиями. Как обрядовые пляски они исполнялись только во время женских праздников "Воронья каша", "Кукушкин чай".бььь Различные магические способы лечения были связаны с танцами. Магическую отпугивающую роль при изгнании болезни имели круговые обходы больного, громкие "дроби" и т.д".
Saodat
Участник


Зарегистрирован: 27.03.2009


Сообщение 18.5.2010 13:06:38 Профиль Письмо Цитата



Коллективные танцы, исполняемые во время вечерних игр молодежи носили игровой характер.

В коллективных круговых, хороводных танцах выделялось несколько типов:
1) в центре танцует одна исполнительница (или исполнитель);
2) в центре круга танцует пара;
3) в центре круга играет кураист;
4) в центре танцуют трое исполнителей.
Наиболее распространенный вид хоровода- это поочередная смена солистов внутри круга. Имиенно во время этих хороводов происходили знакомства юношей и девушек.
Кроме того башкирские народные танцы разделяются на лирические, шуточные, трудовые, бытовые, охотничьи, военные танцы.

Охотничьи, военные танцы исполнялись только мужчинами. В них образно передаются военные, охотничьи навыки, джигитовка, быт скотоводов-кочевников. Преобладающими в подобных танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, пришпоривание коня. И сегодня исполнители сохраняют своеобразие, выразительность, динамику движений, яркую изобразительность таких танцев. Военным и охотничьим танцам молодежь обучали специально, ведь во время исполнения танцор выразительными танцевальными движениями показывал мастерское владение древним оружием бащкирского воина- луком со стрелами, мечом и саблей. Надо сказать, военные танцы оказывали большое психологическое воздействие на зрителей. По рассаказам И.И. Лепехина многие зрители смотрели такие танцы со слезами на глазах.

В охотничьих танцах исполнитель создавал образ ловкого, смелого охотника: он уподоблялся то коню, то преследуемому животному или птице, показывая, как животное убегает от него или падает пораженное стрелой. Башкиры охотились с ловчими птицами, возможно, поэтому в танцах исполнители нередко подражали полету, плавным размахам крыльев птиц. Таким танцам свойственны легкость, ритмичность в сочетании с торжественностью. Как правило, зрители активно подбадривали исполнителей, прославляя, подзадоривая их. Танцор, вдохновленный реакцией зрителей,импровизировал старые движения, на ходу мог добавить в танец новое, рожденное непосредственно в момент исполнения танца.
Интересны танцы, передающие образы птиц. В танцах птицы изображались такими, какими человек видел их в природе: передавались характерные черты птиц, повадки, но они наделены волшебными свойствами, помогают герою побеждать зло, успокаивают (танец "Кукушка","Лебедь" и др.).
Saodat
Участник


Зарегистрирован: 27.03.2009


Сообщение 18.5.2010 13:10:40 Профиль Письмо Цитата



Среди сольных плясок башкир большое место занимают свадебные, которые тоже основаны на круговых мизансценах и могли быть связаны в прошлом с пожеланиями благополучия вступающим в брак, а также с шутливым соперничеством брачащихся сторон ("Йыуаса", "Киленсек" и др.). В свадебных плясках магические мотивы тесно переплетаются с рациональными, игровыми. Во время исполнения танцев "Йыуаса" , "Сыбырткылау" очень распространен мотив ритуального "избиения" участников свадьбы различными предметами. Возможно это делалось с целью изгнания нечистой силы, оберегом от которой служили и шумные пляски, и стук ударных инструментов, и одежда невесты, украшенная яркими кораллами и бусами, серебряными монетами.
танец ДружбаНа свадьбе немало танцев на испытание характера родни. Например, "Короклау"("Накинуть лассо"). Сваха со стороны невесты танцует с импровизированным лассо. Это тщательно промытая баранья кишка, привязанная к длинной палке. Во время танца сваха неожиданно накидывает лассо на одного из жениховой родни. По поведению родственников во время ритуала "испытания" родня невесты будет судить о родственниках жениха.
"Киленсек" - танец невестки. Этот танец отражал своеобразный этикет знакомства молодой с родственниками жениха. Невестка- продолжительница рода, поэтому в танце невестки родные жениха больше восхищались живостью исполнения, четкостью дробей, легкостью стремительных поворотов. Если в сдержанных движениях молодой угадывался темперамент, проворность, подвижность, она получала высшие похвалы. Завершая танец, невестка дарила родственникам жениха подарки. Имеется также обряд танца свекрови- это своеобразные наставления молодой невестке.

Коллективные свадебные танцы устраивались в день отъезда молодой в дом жениха. Основное внимание в них уделялось кружению вокруг невесты. Это означало оберег невесты.
Танцы лирического содержания могут быть сольные ("Кубялягем"), могут исполняться и в дуэте ("Дружба").

Танец "Дружба" исполняется одной парой. Девушка скромна, женственна, она танцует легко, грациозно, лукаво поглядывая на юношу с сознанием того, что нравится ему. Юноша смел, изящен, ловок. Он танцует легко, сильно, четко исполняя каждое движение. Его отношение к девушке целомудренно и нежно. Красотой своего танца юноша стремится заслужить внимание и любовь девушки.
Saodat
Участник


Зарегистрирован: 27.03.2009


Сообщение 18.5.2010 13:13:48 Профиль Письмо Цитата



"Три брата" - мужской шуточный танец. Исполняется тремя мужчинами: танец три братамладшим братом, средним братом, старшим братом. Младший брат - веселый, жизнерадостный. Его движения энергичны и четки. Средний брат энергичный, но сдержанный. Его движения тяжеловесны и степенны. Старший брат отличается большим юмором, свойственным старикам башкирам. Он хочет показать, что не отстает от младших братьев, старается танцевать энергично, но исполняет движения по-стариковски. В танце много юмора и шутки.
[img]http://www.gaant.ru/create.image.php?w=450&h=0&id_n=idPhoto&id=61&f=Image&t=refphotos[/img]
Танец "Баик"- мужской сольный танец-импровизация. Баик- мужское имя. Как правило, танец исполняет пожилой мужчина. Шутливо, с юмором, он изображает различные образы: то танцует как ловкий юноша, то подражает наезднику, то старику.
"Баик"- один из первых танцев репертуара Ансамбля народного танца.
В старинном предании рассказывается о семи башкирских красавицах. Никто не мог отличить красавиц одну от другой, так схожи они были лицом, станом и характером. Среди своих подруг первыми были они в песнях, в танцах и в труде.
В танце участвуют семь девушек. Все они исполняют одни и те же движения одинаково по манере и характеру. Танцуют девушки очень сдержанно, скромно и мягко, без широких, резких движений. Они движутся прямым корпусом, гордо поднятой головой и опущенным взором. Девушки как бы хотят скрыть свои глаза от любопытных взоров окружающих. Музыкальной канвой танца послужила башкирская народная мелодия "Семь девушек"

это в постановке моисеева, а вот еще -

ну и видео - http://www.youtube.com/watch?v=0NC2Yq-1DCE
Saodat
Участник


Зарегистрирован: 27.03.2009


Сообщение 18.5.2010 13:17:42 Профиль Письмо Цитата



Видео башкирских танцев -
"Байыҡ" - старинный башкирский танец, к-рый изначально исполнялся во время эпического представления. Возникновение танца и одноименной песни связано с именем сэсэна Байыҡа Айдара.Говорят, по окончании войны 1812 г. вернувшихся на родину победителей Байыҡ встретил прославляющей их песней и танцем,хотя ему было уже больше 100 лет. В 19 в. танец выделился в самостоятельный жанр, утратив связь с эпосом. Исполняют его обычно пожилые мужчины, а если танцуют молодые, то непременно подражают движениям и манере стариков. В танце создается образ бывалого, много повидавшего на своем веку человека, но не утратившего энергии, бодрости, оптимизма. Исполнитель должен обладать и чувством юмора, поскольку это одно из основных качеств легендарного Байыҡа. - http://www.youtube.com/watch?v=qAGzpMw-dQg

Цветущий цветок - http://www.youtube.com/watch?v=QxxWPhbR5lI

без названия - но мне оч нравится!! - http://www.youtube.com/watch?v=gS2EIIjN8hg

Шалуньи))) - http://www.youtube.com/watch?v=NpHwO07NO3M

типа охотник - http://www.youtube.com/watch?v=J39H_hkeeOQ

Женский танец - http://www.youtube.com/watch?v=A3Et4krEpHA

еще охотники - http://www.youtube.com/watch?v=WdeE1v_9yHw

Танец Конылыу (кисточки хороши))))- http://www.youtube.com/watch?v=QFWOhN-5m0Q
Saodat
Участник


Зарегистрирован: 27.03.2009


Сообщение 18.5.2010 13:18:35 Профиль Письмо Цитата



свабьдя - http://www.youtube.com/watch?v=qWX4sZwGgnY
софия гаммаль
Участник


Зарегистрирован: 02.02.2009


Сообщение 18.5.2010 13:32:07 Профиль Письмо Цитата



Саодат, аплодисменты ! Ну какая же ты энтузиастка! Пока люди спорят, склочничают, дерутся или просто дрыхнут - ты тихо-спокойно делаешь свое просветительское дело. Умница, просто молодец поцелуй ! Спасибо!!! сердце сердце сердце
Saodat
Участник


Зарегистрирован: 27.03.2009


Сообщение 18.5.2010 13:44:27 Профиль Письмо Цитата



Спасибо стыд я стараюсь...

вот еще про башкир....
Мужские танцы исполняются свободно, темпераментно, движения устремлены ввысь, в полет. Популярные в народе мужские танцы изображали охотничьи навыки, воинственность. Обычно они исполнялись на общенародных праздниках, где проводили состязания мужчин в ловкости, стрельбе из лука, силе, скачках, борьбе. В рисунке танца бесшумные мягкие пластичные движения сменяются резкими дробными движениями, говорящими о готовности к опасности.

Ударных инструментов у башкир не было, поэтому танцевали под аккомпанемент курая и кубыза. В конце XIX- начале XX вв. появляются русская тальянка и скрипка. В восточном Башкортостане аккомпанировали на домре.

Каждый исполнитель отличался своеобразной манерой исполнения и вносил в танец что-то свое, новое. Например, танец "Байык" имеет множество вариантов: "Байытс" (мужское имя), "Урман Байыfы" (лесной Байык), "Ушан Байык", "Карт Байык" (старый Байык). Этот танец исполнялся пожилым танцором, который выразительными средствами танца, движениями рассказывал об истории своего народа, о подвигах, борьбе и жизни.

Мужские танцы проходили в форме соревнования: один танцор сменял другого, соревнуясь в выборе движений, быстроте и темпе танца. Часто соревнования проходили в форме дуэта, мужского перепляса "лицом к лицу". Такие соревнования можно встретить и сейчас на праздниках, на сабантуе, на танцевальных площадках городов и районов республики.

Saodat
Участник


Зарегистрирован: 27.03.2009


Сообщение 18.5.2010 13:49:09 Профиль Письмо Цитата



[img]http://photoarchive.spb.ru:9090/www/getImage.do?object=2501577031&original=1[/img]
Женские танцы исполнялись скромно. Башкирская женщина танцует, прикрывая лицо платком. Она не смеет открыто взглянуть на зрителя, ее взгляд обращен вниз. Улыбка, радость, даже легкие прыжки запрещались. Танец исполнялся медленным и легким шагом. Большое значение в женском танце придавалось движениям рук, плеч. Руки как бы выполняют женскую работу: прядут, сбивают масло, приготавливают кумыс, айран, обрабатывают шерсть. Характерным для женских танцев является "засучивание рукавов".

Женские танцы обычно были непродолжительными, состояли из трех-шести фигур и подразделялись на сольные, трио и коллективные. Танцы "Кейез басыу" ("Выделка войлока") бытовали в Ишимбайском и Бурзянском, "Каршы бейеу" ("Лицом к лицу") - в Абзелиловском районах. Женские танцы исполнялись после какой-либо совместной работы. Однако у западных башкир окончание помощи в работе не сопровождалось плясками. Веселились только мужчины, женщины же после работы расходились по домам.

В девичьих танцах обязательно присутствуют движения плечами и щелчки пальцами. Женские танцы исполнялись под аккомпанемент курая, кубыза, под стук подноса, ведра, под голосовое сопровождение - такмак. Широко популярны девичьи танцы "Муглифа", "Зарифа", "Гульназира" (имена девушек) - в юго-восточном Башкортостане; "Зайнабем", "Эпипэ", "Карабай" - на северо-востоке.

Собираясь на девичьи игры и пляски, девушки тщательно наряжались - волосы смазывали сливочным маслом, вплетали в косы сулпы - серебряные подвески и украшения из монет. Лицо отбеливали пудрой, называемой кершэн. Щеки румянили в форме кругов, с родинками в центре. Брови красили только черной краской, глаза обводили сурьмой. Пожилые женщины в праздники поверх платка надевали шерстяную или кашемировую шаль с кистями. Чтобы шаль не спадала с головы во время танца, ее концы придерживали двумя руками. Отсюда в танцах пожилых женщин скованность корпуса, ограниченность движений рук.

Женские танцы всех регионов имеют одинаковую композиционную форму, за исключением танца "Тунэрэк бейеу" ("Круговая пляска") у западных башкир. Известны хороводы, построенные на зигзагообразных линиях: "Треножник", "Три угла".
Saodat
Участник


Зарегистрирован: 27.03.2009


Сообщение 18.5.2010 13:51:02 Профиль Письмо Цитата



[img]http://www.kantele.ru/photo/big/686[/img]
Saodat
Участник


Зарегистрирован: 27.03.2009


Сообщение 18.5.2010 13:54:19 Профиль Письмо Цитата



Свадебные танцы и пляски занимали большое место среди танцев обрядовых, они основаны на круговых мизансценах и связаны с пожеланиями благополучия вступающим в брак. Танцы "Сбор дикого лука", "Жалобы невестки", "Гостинцы", "Танец невестки" исполнялись обязательно в определенной последовательности и только на свадьбах. Они отражали мотивы соперничества роднящихся сторон. "Пляска с деревянной кадкой" и "Лицом к лицу", "Свадебные гостинцы" - основывались на традиционных плясовых движениях.

Особое место среди свадебных танцев занимал обряд "сенляу". Он как продолжение свадьбы совершался в день проводов невесты в дом жениха. Подружки вставали в круг, брались за руки и простыми шагами ходили в правую сторону по кругу, пели прощальные песни. В центре танцевала невеста. На вторую часть мелодии две подружки, обнявшись за плечи, кружились в центре, а невеста кружилась с каждой из подруг, как бы прощаясь с ними. Приближались женщины, все подруги окружали невесту и разом обнимали ее, а женщины их всех укрывали яркой шалью. Невеста жалобно причитала, подруги ее поддерживали плачем. Женщины ходили вокруг шали, ударяли кулаками девушек, чтобы те плакали естественно и громко. Затем девушки поднимали шаль над головой невесты, создавая свадебный поезд, и сопровождали невесту до коня, на котором она должна была добраться до дома жениха. Невеста неоднократно сбрасывала с себя шаль, сползала с коня. Но ее снова сажали на коня и накрывали платком. Такая игра продолжалась до тех пор, пока свадебный поезд не отъезжал от деревни на два-три километра. После этого невеста успокаивалась, а подружки возвращались в деревню.

В доме жениха устраивались смотрины невесты. Прежде всего она исполняла "Танец невестки". Если она танцевала плавно, четко дробила ногами, одной рукой закрывала лицо шалью и при этом двигала плечами - то о ней говорили: "Умелица! Трудолюбивая будет сноха!" После танца невеста раздавала родственникам мужа подарки - вышитые кисеты. Каждый, получивший кисет, громко выкрикивал: "Невесте дарю корову!" или "Невесте дарю овцу!". После этого танцевала свекровь, ее танец сопровождался песней-наставлением. В последний день свадьбы мужчины исполняли танец "Медвежья шкура" - "Айыу тиреhе".
Севара
Участник


Зарегистрирован: 20.11.2006

Откуда: Владивосток

Сообщение 19.5.2010 05:38:18 Профиль Письмо Цитата



Мне очень нравится Хайтарма(особенно крымских татар)вот душу заводит.
Naznooz
Участник


Зарегистрирован: 27.06.2006

Откуда: Москва

Сообщение 19.5.2010 11:20:38 Профиль Письмо Цитата



А шапки у них какие!

Государственный Академический ансамбль народного танца им. Ф.Гаскарова Республики Башкортостан

Большой коллектив из Уфы, лауреат международных и всероссийских конкурсов и фестивалей, носит статус академического.

Гаскаровцев называют визитной карточкой башкирской национальной культуры, коллектив входит в тройку ведущих танцевальных коллективов России вместе с ансамблем Игоря Моисеева и "Березкой".

В 1939 году талантливый хореограф Файзи Гаскаров — ученик и ассистент легендарного Игоря Моисеева — создал профессиональный танцевальный фольклорный коллектив. Сегодня на сцене уже шестое поколение артистов, но гаскаровские традиции соблюдаются строго, чем очень гордятся руководители ансамбля. Требования при отборе жесткие: необходимо быть профессионалом, иметь безупречную технику и глубоко понимать башкирский фольклор. В многонациональном коллективе работают в основном выпускники Уфимского хореографического училища имени Рудольфа Нуреева .

Уникальное искусство башкирских танцоров рождалось в том краю, который хранит в своих недрах несметные природные богатства, в краю седых гор и привольных степей, прозрачных рек и озер. Наверное, поэтому в башкирских танцах отразились характер, обычаи, история древнего народа, его взаимоотношения с миром, природой, извечное стремление человека к красоте, желание сделать мир лучше. "Танец подобен новелле или поэме", – говорят те, кто бывал на концертах этого ансамбля. "Танцы – что послания, нужно только уметь читать", – вторят зрителям сами артисты.
В программах выступлений гаскаровцев – танцы народов России и народов, живущих в Башкортостане: "Гульназира", "Зарифа", "Медный каблук", "Проказницы"... "Северные амуры" – рассказ о башкирских конниках, которые прославились в борьбе с Наполеоном; "Семь девушек" – предание о семи красавицах, схожих лицом, станом и характером. В поэтичных хореографических миниатюрах "С кубызом", "Бурзяночки", "Цветущий курай" воедино сплелись минувший и сегодняшний день. Все эти композиции вошли в золотой фонд башкирской хореографии.

Ансамбль побывал более чем в 50 странах мира, во Вьетнаме получил высшую награду страны – Орден Труда I степени. Биография этого коллектива – это, главным образом, география поездок. С каждых гастролей артисты возвращаются не только с новыми впечатлениями, но и с новыми номерами: в творческом багаже гаскаровцев примерно 150 танцев народов мира.
Выступления башкирских артистов – это феерия красок, головокружительные трюки, изысканные костюмы, очаровательные женщины и мужественные джигиты. Это всегда праздник молодости и мастерства, энергичного движения и задушевности, озорства и поэтичности.

Гаскаровцы давно дружат с ансамблем песни и танца Республики Татарстан. Возможно, именно поэтому они в числе первых откликнулись на наше предложение коллективам о приезде в Карелию. Причем их первый телефонный звонок раздался в "Кантеле" именно в те дни, когда мы были в Казани. Три месяца заочного общения – и в холодный февральский день мы встречали артистов, порядком уставших от гастрольных маршрутов, которые пролегли через всю Россию в рамках празднования 450-летия добровольного присоединения Башкортостана к России.

И хотя времени было очень мало – всего два дня – событий произошло много. Нас успели очаровать творческий руководитель ансамбля Рим Абдульманов и солистка Рамиза Мухаметшина, наш главный балетмейстер Ирина Зоточкина вспомнила студенческие годы со своим однокашником Айдаром Зубайдуллиным, а артист Володя Кочкин ровно через год после окончания училища имени Нуреева встретился с однокурсниками... А главное – зрители оценили ставший уже символическим номер "Над Россией синь…", подготовленный на этот раз с башкирскими танцорами.

Мы искренне рады были принимать башкирских артистов на карельской земле. Надеемся, что следующая встреча с гаскаровцами произойдет в Уфе! А пока — фотографии с концерта в Петрозаводске.
Naznooz
Участник


Зарегистрирован: 27.06.2006

Откуда: Москва

Сообщение 19.5.2010 11:21:19 Профиль Письмо Цитата



"СЕМЬ ДЕВУШЕК". (Башкирский народный танец. Ансамбль И.А. Моисеева)

Naznooz
Участник


Зарегистрирован: 27.06.2006

Откуда: Москва

Сообщение 19.5.2010 11:22:20 Профиль Письмо Цитата



Показать сообщения:   
Новая тема   Ответ    Список форумов www.beledi.ru -> Разные танцы (кроме танца живота) Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3
Эту тему просматривают: 1, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 1
Зарегистрированные пользователи: Нет

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


 

  FAQFAQ    ПоискПоиск    РегистрацияРегистрация   
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
ТАНЕЦ ЖИВОТА. Сайт Галины Савельевой
Рейтинг@Mail.ru miss-dance.ru

www.beledi.ru © 2005-2013
phpBB